МОУ ЮДИНСКАЯ ООШ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Областная краеведческая конференция по теме поиска «Летопись Воронежских деревень» Исследовательская работа «Костомаровские пещеры – историко-культурный памятник Подгоренского района» Выполнил: Моисеева Дарья Александровна, ученица 9 класса МОУ Юдинской ООШ
Руководитель: Калашникова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Юдинской ООШ
Содержание: 1.Введение. История создания пещерных храмов и монастырей. 2.Костомаровские пещеры – памятник культурного наследия. 2.1.Появление монастырей на Руси – продолжение восточных традиций. 2.2.Распространение пещерных храмов на Дону. 2.3.Пещерные храмы Воронежской области. 2.4.Особенности древней церковной архитектуры. 2.5.Археологические находки. 2.6. Гипотезы ученых о возникновении монастырей. 2.7. 19 столетие - период создания и восстановления пещер в Воронежской губернии. 2.8. Начало 90-х годов 20 столетия – восстановление культурного наследия. 2.9. Спасский женский монастырь села Костомарово. 2.10. Первые пещерокопатели продолжали византийские традиции. 2.11.70- годы – изучение Костомаровских пещер. 2.12.Иконы «Пресвятой Богородицы» и «Святое семейство». 2.13.Спасский храм – место трудов и подвигов христианских подвижников. 2.14. Храм Серафима Саровского. 2.15. «Гора Голгофа» в Костомарово. 2.16. Подземные и наземные сооружения монастыря. 3. Заключение. Наша задача – беречь и охранять культурное наследие предков. «У каждого живущего есть право Избрать одну из двух земных дорог В конце одной – конец земным забавам, В конце другой – надежда, вечность, Бог…» 1. Сегодня всё чаще и тревожнее встаёт вопрос о единстве России. Давайте задумаемся – всё ли мы делаем для того, чтобы сохранить Россию с её традициями, с историко-культурными памятниками, увековечившими важнейшие исторические события, с православной культурой. Фёдор Михайлович Достоевский говорил о том, что человек несёт ответственность за всё зло мира и несовершенство жизни. Он также отвечает за всё, что создано Богом и за то, что сделал своими руками. Мы, юное поколение, должны каждодневно знать, помнить, ценить, любить, хранить, преумножать красоту и богатство нашей Родины. Я хочу рассказать об истории создания Костомаровских пещер, которые в настоящее время являются историко-архитектурным памятником нашего района, излюбленным местом паломников из многих уголков нашей Родины. Попав сюда, забываешь порой о мирских заботах и тревогах, здесь прикасаешься душой к вечности, к первозданной тишине Божьего творения. Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят удивительное сходство вида тех мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово. Когда устанешь от забот, И от волнений жизни этой, И надоест летать по свету, Ты непременно приходи В обитель праведную эту. Она откроет, нас любя, Свои пресветлые объятья. Там в белых храмах ждут тебя Твои невидимые братья. Они те храмы в недрах скал Тысячелетья высекали И лучшей доли не искали, А Бог их труд благословлял… …Прохлада, огонек свечи Во тьме таинственно мерцают, Святые лики освещают. И пенье слышится в ночи. «...Отрадно видеть, как ныне по всей земле Русской вновь начинают возноситься к небу купола и маковки возрожденных Божьих храмов и святых обителей. Господь явил нашему поколению свою неизреченную милость — своими глазами увидеть возрождение святого Православия на Руси»,- говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История создания пещерных храмов и монастырей уходит корнями в глубокую древность. Еще на заре христианства катакомбы Древнего Рима, которые по сути являлись подземными сооружениями, использовались первыми христианами для совершения богослужений и совместных молитв. [А. З. Винников.:По дорогам минувших столетий: Воронеж, 1990.-48-52с. Смирнов.С.В., Смирнов С.С.:Монастыри Воронежской епархии.: Воронеж 2007г.3-63с. Пещерные монастыри Дона.: Альманах.2005.1-51с.] 2.1. На Востоке пещерные монастыри впервые появились в Палестине в 4 веке. Появление пещерных монастырей на Руси явилось продолжением восточных традиций. Эти обители соответствовали духу христианских подвижников, стремившихся в глубоком безмолвии и тишине чистым умом и сердцем предстоять пред Богом. Так в XI веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский монастырь, основателем которого был отец русского монашества Антоний, принесший традицию пещерного уединения со Святой горы Афон. [В. Н. Тевяшов.: Пещерные монастыри Острогожского уезда.:Москва.2000.-99-101с.] 2.2. Широкое распространение пещерные монастыри и храмы получили на Дону, чему, вероятно, способствовало наличие в этих местах большого количества меловых гор, легко поддающихся разработке. Только в Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземелий, из которых приблизительно 40 относятся к храмовым сооружениям и местам жития православных подвижников. Многие из них уходят в глубь на сотни метров (рис.1). 2.3. Плохая сохранность пещер, крайне незначительное количество письменных источников не позволяют определить время их возникновения. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов. В конце XIX века археологом и краеведом Д.М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. [Воронежская старина.: вып.1.: 1902 :Самосожжение раскольников хут.Кастенки в 1812 г.] 2.4. Другие исследователи считают, что их создание в этих местах было следствием распространения иконоборческой ереси в 8-10 веках, когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали первые пещерные храмы. [ Воронежская старина.: вып.1.: 1902 :Самосожжение раскольников хут.Кастенки в 1812 г.] 2.5. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что еще в дохристианские времена Дон являлся оживленной водной артерией, соединявшей восточные племена с древнегреческими колониями и позволявшей вести между ними активную торговлю и обмен. Таким образом, данная гипотеза может быть вполне вероятной еще и потому, что гонимые монахи шли на Средний Дон хорошо известным путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. О византийских корнях древних пещерных монастырей говорит и устойчивое предание о греческих монахах Ксенофонте и Иоасафе, положивших начало Дивногорской мужской обители. [Брошюра.:Костомаровская Свято-Спасская женская обитель.:2002г.-30-43с. Костомаровская пещерная обитель в 20 веке.: В.В.Степкин.2005г.] 2.6 . Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, эти места опустели, монастыри были заброшены. 2.7. В конце Х1Х-го столетия исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов выдвинули гипотезу о возникновении пещерных монастырей Подонья в середине XVII века, согласно которой создателями этих обителей были иноки-малороссы, бежавшие в донские степи от жестоких преследований польской шляхты и унии. Сохраняя любовь к Святым киевским пещерам, они начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Однако П.В. Никольский предполагает, что подвижники нашли уже готовые заброшенные пещеры и продолжили их расширение и углубление. В середине XVII столетия появляются письменные упоминания и первые документальные свидетельства, которые дают основание многим исследователям датировать время возникновения подземных храмовых сооружений XVII веком. XIX столетие… В Воронежской губернии в этот период создавали и возобновляли пещеры в десятках населенных пунктов. Этим нелегким делом на сей раз занимались в основном крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников (рис.2). [ Воронежская старина.: вып.1.: 1902 :Самосожжение раскольников хут.Кастенки в 1812 г.] 2.8. Труды строителей донских пещер на долгие годы прервала революция 1917 года. В этот период в заброшенных подземных храмах безраздельно царил пагубный дух запустения. Только в начале 90 годов началось восстановление этого уникального духовного и культурного наследия. Пещерные монастыри Воронежской епархии имеют множество общих черт, позволяющих говорить о едином историческом периоде их возникновения, и при этом каждый из них обладает своими неповторимыми, свойственными только данной обители особенностями. [А. З. Винников.:По дорогам минувших столетий: Воронеж, 1990.-48-52с. Славяногорский гос. ист.-арх. зап.:Материалы исследований...:Славяногорск. 1995.] 2.9. Таким является и Спасский женский монастырь села Костомарово. Сама местность поражает строгой, несколько пустынной красотой пейзажа (рис.3). Его история, пожалуй, самая загадочная и малоизученная. Она в основном состоит из устных преданий и воспоминаний старожилов. По неведомым причинам даже в эпоху консисторий, проводивших тщательный учет всех храмов и монастырей своего времени, о Костомаровских пещерах почти ничего не говорилось. По всей вероятности, в XIX веке Спасский монастырь был скитом, принадлежащим Белогорской мужской обители. Старожилы села Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и бабок о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках. Видимо, из тех времен до нас дошло предание о Пещере покаяния, в которой старец-священник принимал исповедь у обремененных грехами богомольцев. [Брошюра.:Костомаровская Свято-Спасская женская обитель.:2002г.-30-43с. Костомаровская пещерная обитель в 20 веке.: В.В.Степкин.2005г.] 2.10. Несмотря на скудность документально подтвержденных исторических данных по самому устройству пещер, носящих характерные черты, мы можем судить о том, что их создатели не были людьми случайными и малограмотными. Напротив, они обладали глубоким мышлением, незаурядным инженерным талантом и были хорошо знакомы с византийской традицией церковного зодчества, что нашло свое отражение в формах сводов, ниш, колонн и апсид. Кроме того, само устройство пещер дает нам возможность судить о характере подвигов Костомаровских монахов. Небольшие низкие пещерные кельи со следами от толстых деревянных балок свидетельствуют о том, что в них пребывали затворники. Существование Пещеры Покаяния, которая в настоящее время особо привлекает многочисленных паломников, свидетельствует о том, что в обители были опытные монахи-духовники, к которым приходили люди, стремившиеся облегчить отягченную грехами душу в таинстве исповеди (рис.4,5). Местные жители рассказывают, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Любил посещать эти места и блаженный старец Петр, хорошо известный жителям округи. За святость жизни и душевную простоту он был щедро наделен духовными дарами. Благодаря тому, что даже в годы послереволюционных событий в костомаровских пещерах не оскудевала молитва, у жителей окрестных сел сохранялась особая любовь к этому месту. Начиная с 1943 года верующие жители села Костомарово, на протяжении нескольких лет, усиленно ходатайствовали об открытии у них приходской церкви, на что было получено разрешение в 1946 году. Община, которая сформировалась вокруг пещерного храма, по своему укладу напоминала монастырь, куда приезжали паломники и духовно страждущие люди. По свидетельству очевидцев, в этот период был расширен ход, ведущий вглубь Спасского храма, и в этом расширении был создан придел в честь святых Веры, Надежды, Любови и Софии. Вдохновителем и активным строителем этого придела считают блаженного Андрея. Духовная брань, которую претерпел подвижник в это время, нашла отражение в его письменном творчестве. Таким образом, Спасская обитель является единственным монастырем, в котором в послевоенный период ненадолго про-должилось пещеростроительство. В годы хрущевского правления, а именно в 1959 году, принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви. После закрытия Костомаровские пещеры на долгие годы запустели. [А. З. Винников.:По дорогам минувших столетий: Воронеж, 1990.-48-52с. Славяногорский гос. ист.-арх. зап.:Материалы исследований...:Славяногорск. 1995.] 2.11. Целенаправленное изучение пещер Костомаровской обители было начато лишь в 70-е гг. ХХв. По результатам исследования был написан краткий рукописный отчет и составлен схематический план, на котором были начерчены все восемь Костомаровских пещер ( рис.6 ). В изданной в 1996г. брошюре О.В. Шамаева, посвященной истории Белогорского монастыря, было и небольшое описание Костомаровских пещер, основанное на местных преданиях. В 1997 г. в Воронежском Епархиальном вестнике в №№ 3-4 была опубликована статья Ю.П. Бондарева, посвященная судьбе одного из настоятелей пещерной Спасской церкви с. Костомарово отца Михаила Мясникова (рис.7). В 2000 г. выпускником Воронежской православной духовной семинарии Е.М. Ижогиным была успешно защищена дипломная работа «История Костомаровской обители». Эта работа имеет особую ценность, так как в ней впервые был использован богатейший архивный материал по истории существования Костомаровских пещер в ХХв. В меловом склоне Костомаровской балки находится восемь пещер, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Входы в пещерный Спасский храм, в келью рядом с этим храмом, в пещерный храм преподобного Серафима Саровского, а также в обрушенную пещеру возле дивы справа от Спасского храма сосредоточены в основаниях див (рис.8). Исходя из особенностей рельефа и по рассказам местных старожилов, можно заключить, что подобные дивы стояли и над входами в другие пещеры. На фотографиях 50-х гг. XX века на вершинах див видны деревянные православные кресты. В настоящее время над входами во многие подземелья вновь воссозданы дивы. Выстроенные из кирпича и увенчанные маковками с крестами, издали они напоминают небольшие храмы, расположившиеся на склоне. Пещерный Спасский храм - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий (рис.9,10). Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря (см. фото ). Пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел). В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов. В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны ниши, поэтому мы можем предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер. В более позднее время, по рассказам, в одной из ниш лежала копия древней плащаницы с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во второй строительный период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного (рис. 11). В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (рис.12). К этому же периоду можно отнести и незаконченный тупиковый ход, идущий за этим храмом в северо-восточном направлении. Особо почитаема паломниками икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в Спасском храме. Образ написан на металле академиком Московской Академии Художеств, поставщиком Двора Его Императорского Величества художником В.В. Шокаревым около второй половины XIX - начала XX века. Известно, что на металле икону писали специально для пещерных храмов, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходит в негодность. [Историко-статистическое описание Донецкого Предтечева монастыря Воронежской губернии: Воронеж, 1877.144с. Архив ЛОПА ф.1 N121 1897 г.; р.1 N275, 273, 619, 339. Труды Воронежской учёной архивной комиссии: вып.1.: Воронеж, 1902.] 2.12. На иконе Царицы Небесной видны отверстия от пуль. По рассказам, богоборцы целились в лики Богородицы и Младенца Иисуса, но попасть в них не смогли. Все шесть пуль прошли рядом. Эта икона Пресвятой Богородицы была передана настоятелем Покровского храма города Павловска о. Василием Землянским в дар возродившейся Костомаровской обители. Она долгое время находилась в Покровском храме и хорошо помнится всеми прихожанами (рис.13.) В конце декабря 2001 года, по словам очевидцев, икона кровоточила. Сестры Костомаровской обители собирают свидетельства паломников о чудесной помощи Пресвятой Богородицы по молитвам пред этим образом. Примечательно, что в Покровском храме города Павловска осталась еще одна икона на металле - «Господь Вседержитель», также пробитая пулями богоборцев. Можно предположить, что обе эти иконы ранее находились в одном пещерном храме по бокам от Царских врат. Монахини, ведущие паломников по Спасскому храму, всегда обращают внимание верующих на икону «Святое семейство» (рис. 14).На ней изображены отрок Иисус с преподобным Иосифом за плотницкой работой и сидящая рядом с ними за пряжей Пресвятая Богородица. Перед этой иконой молятся о семейном благополучии, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны. [Брошюра.:Костомаровская Свято-Спасская женская обитель.:2002г.-30-43с. Костомаровская пещерная обитель в 20 веке.: В.В.Степкин.2005г.] 2.13. Продолжает обустраиваться древний пещерный Спасский храм - место трудов и подвигов многих поколений христианских подвижников. Выйдя из пещерного Спасского храма и двигаясь вдоль склона балки в западном направлении, подходишь к входам в три небольшие пещеры, предположительно, келий отшельников. Планировка этих пещер соответствует типу пещерных монастырей с явными чертами отшельничества. Видимо, это самые древние пещеры из всех подземных сооружений. [А. З. Винников.:По дорогам минувших столетий: Воронеж, 1990.-48-52с. Славяногорский гос. ист.-арх. зап.:Материалы исследований...:Славяногорск. 1995.] 2.14. Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима 15 января 2005 года (рис.15.) На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм отреставрирована дива. Сестры неоднократно рассказывали паломникам о чудесных случаях явления преподобного Серафима, произошедших во время завершения строительства. Паломники завершают свой путь в самой дальней (от входа в монастырь) пещере, именуемой пещерой Покаяния, так как, по преданию, в ней священник принимал исповедь. Пещера представляет собой извилистый ход, оканчивающийся небольшим помещением. Сейчас она частично реконструирована, в киотах пещерного хода, ведущего в келью, где ранее находился старец, установлены иконы, специально для пещерных условий выполненные на керамике. [Смирнов.С.В., Смирнов С.С.:Монастыри Воронежской епархии.: Воронеж 2007г.3-63с.] 2.15. Описание пещеры Покаяния завершает рассказ о всех Костомаровских пещерных храмах и затворнических кельях, известных нам на сегодняшний день. «Гора Голгофа» в Костомарово получила именно такое название. «Святая гора», -так называл ее подвижник благочестия о. Андрей, тринадцать лет проведший в затворе в костомаровской пещере. И действительно, сходство костомаровской Голгофы с реальным местом распятия Господа нашего Иисуса Христа в окрестностях Иерусалима просто поразительное (рис.16). История создания христианскими подвижниками Костомаровских пещер уходит вглубь веков. Стены пещерных келий и храмов слышали удары кирки, тихое молитвенное пение, громкий пасхальный возглас: «Христос Воскресе!». Слышат они его и сейчас, всем своим существованием безмолвно отвечая величием подвига своих создателей, - «Воистину Воскресе!» В начале 90-х годов под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской епархии стали проводиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году здесь официально был открыт Спасский женский монастырь. [Н. В. Никольский.:Пещерокопательство в 19 в.1999.34-51с. Смирнов.С.В., Смирнов С.С.:Монастыри Воронежской епархии.: Воронеж 2007г.3-63с.] 2.16. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. В стенах возрожденной обители особенно прославились своей чудотворной силой две иконы: Божией Матери, именуемой «Костомаровская» и «Святое Семейство». С возобновлением монашеской жизни из разных мест нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья сюда потянулось множество паломников и богомольцев, а также людей, интересующихся историей уникальных мест России. Пещерные храмы, безмолвно свидетельствующие о духовной силе своих безымянных создателей, оставляют неизгладимый след в сердцах посетивших их людей, поддерживая, зажигая в них огонек веры и надежды. Не ослабей, душа моя, не ослабей От мелких бед и огненных прещений, Не променяй Божественных лучей На дерзкий блеск искусственных свечений! Не ослабей, душа моя, не ослабей, Когда восстанут на тебя соблазны Иль тонкой лестью, иль обманом грязным, Или притворной сладостью своей! Когда замкнется сердце и устанет На этом скорбном, огненном пути, Не ослабей душа, восстань, воспряни И от Христа лица не отврати. Не ослабей, душа моя, не ослабей! И свет, что над тобой, не ослабеет. Он сердце воскресит и отогреет В оледеневшей храмине твоей! Существует легенда, что в этих местах проповедовал 2000 лет назад никто иной как апостол Андрей Первозванный. Сегодня к Свято-Спасскому монастырю проложена асфальтовая дорога. Наземные сооружения монастыря: церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибшим», сестринский корпус с домовой церковью, жилые и хозяйственные постройки. Подземные сооружения: Спасский собор, в соборе два алтаря, главный – Спаса Нерукотворного, второй – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В соборе икона «Костомаровской Божией Матери», икона «Святое семейство». На территории монастыря находится Церковь «Серафима Саровского», «Пещера покаяния» (рис.17). Смирив гордыню и оставив мирскую суету, грешник извилистым путем проходит из темноты к свету. Ещё имеются три маленькие пещеры, затворы, в которых жили затворники. Входы в затворы оформлены, как Дивы. Существует предание о том, что монах, молившийся в одной из пещер, увидел, как раздвинулись каменные своды, хлынул свет, а за ним вышла Пресвятая Богородица. [Очарованный странник – АФ.: г.Новомосковск.2005г.34с. Заповедные уголки Воронежской области.: Коллектив авторов.- Воронеж. ЦЧизд., 1983.] 3. Течёт неспешно монастырская жизнь. Рано утром идут сестры в храм, молятся Богу за погибающий мир. Молитва и труд – верные спутники на пути к совершенству. И на этот тихий свет молитвы спешат люди. Наша задача – беречь и охранять культурное наследие предков, заботиться о процветании на Руси Православия, только тогда мы будем непобедимы. Использованная литература: Историко-статистическое описание Донецкого Предтечева монастыря Воронежской губернии: Воронеж, 1877.144с. Проблемы истории пещерных городов в Крыму, Симферополь, 1992. Архив ЛОПА ф.1 N121 1897 г.; р.1 N275, 273, 619, 339. Труды Воронежской учёной архивной комиссии: вып.1.: Воронеж, 1902. В. Н. Тевяшов. Пещерные монастыри Острогожского уезда.:Москва.2000.-99-101с. И. Мейендорф. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы.: 1997.-301с. Н. Никольский.: Успенский Дивногорский монастырь: Воронеж, 1904. А. З. Винников.:По дорогам минувших столетий: Воронеж, 1990.-48-52с. Славяногорский гос. ист.-арх. зап.:Материалы исследований...:Славяногорск. 1995. Воронежская старина.: вып.9. Воронеж, 1910. Н. В. Никольский.:Пещерокопательство в 19 в.1999.34-51с. Воронежская старина.: вып.1.: 1902 :Самосожжение раскольников хут.Кастенки в 1812 г. Брошюра.:Костомаровская Свято-Спасская женская обитель.:2002г.-30-43с. Костомаровская пещерная обитель в 20 веке.: В.В.Степкин.2005г. Русские монастыри.: изд. Троица.: Новомосковск. 2005г.400с. Пещерные монастыри Дона.: Альманах.2005.1-51с. Смирнов С.: Дивногорье.: Воронеж 2005г.3-48с. Смирнов.С.В., Смирнов С.С.:Монастыри Воронежской епархии.: Воронеж 2007г.3-63с. Русские монастыри.: Южная часть Центрального региона России.: Очарованный странник – АФ.: г.Новомосковск.2005г.34с. Заповедные уголки Воронежской области.: Коллектив авторов.- Воронеж. ЦЧизд., 1983.
|