МОУ Юдинская ООШ школьный сайт

   

 

  

Сегодня

17 января 2010 г. 21:21

главная учительская         документы            архив                              о школе                    наше село           полезные ссылки   методика                       к празднику победы                         спасский скит             права детей                  наша жизнь   фотоподборки

 


 

Наши координаты:  396531 Воронежская обл., Подгоренский район, село Юдино, улица Центральная, 12.


 

 

 

 

 

Найти: на:

  

   КРАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ (СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ)

Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Попав сюда,       забываешь о порой невыносимой тягости мирских.забот и тревог. Здесь прикасаешься душой к вечности, к первозданной тишине Божьего творения.

Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство вида этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений Костомарово. Не случайно один из подвижников Костомаровской обители - отец Андрей - называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, он вкладывал в эти слова не столько географичес­кий, сколько духовный смысл. Смысл, который нам еще предстоит понять.

История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Имена основателей Костомаровских пещер Господь оставил до известных ему времен сокрытыми. С большей достоверностью можно говорить о подвижниках благочестия, которые жили в этих местах во времена наших дедов и отцов. Еще живы люди, которые были с ними знакомы и могут еще рассказать о блаженных Петре и Андрее.

Сам подвиг пешеростроительства и проживания в подземельях был широко распрост­ранен на Русской земле. На территории лишь современной Воронежской области сейчас насчитывается около 40 пешер, использовавшихся как храмы и как место жития правосла­вных подвижников.

Этот подвиг уходит корнями в далекое прошлое.

Еще в конце XIX - начале XX в. археологом-любителем Дмитрием Михайловичем Струковым была выдвинута гипотеза о первоначальном устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей веры первыми христианами, вдохновленными проповедью Андрея Первозванного. Свои выводы он основывал на архитектурных особенностях некоторых Донских подземелий, которые по своему устройству соответствовали традициям сооружения культовых подземных помещений в Риме, Палестине, Сирии, на Афоне и Кавказе, относящихся к этому периоду времени.

Последние ученых показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происхо­дило не позднее У111 - X вв.

Во все времена устроение меловых пещер было достаточно трудоемким делом. Большинство пещер в Донском регионе вырублены в мело-мергелевых породах.     Эти породы лишь на первый взгляд кажутся легко податливыми, а стоит взяться за кирку, и это впечатление быстро рассеивается. Взрослый мужчина, пользуясь одной лишь киркой, за 8 часов работы может вырубить не более полкуба мела. Что же заставляло православ­ных подвижников браться за столь тяжелую работу, строя с мирской точки зрения мало пригодные для жизни лабиринты, характеризующиеся повышенной влажностью? Это, прежде всего, стремление к тишине подземных лабиринтов, где ничто не отвлекает внимание от непрестанной молитвы.

Зародившись достаточно рано, донское пещеростроитед^ьство пережило не одну веко­вую страницу, Последний наиболее массовый всплеск строительства подземелий прихо­дится на XIX столетие. В этот период пещеры строились простыми верующими, в основ­ном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов. Видя рядом забро­шенные пещеры и представляя всю полноту их величия на примере известной и почитаемой тогда Киево-Печерской Лавры, устроители этих пещер стремились продол­жить дело их первоначальных создателей. Столь ревностное отношение православных к устройству пещер объяснялось еще и твердой уверенностью, что труд строительства пещер - это труд, угодный Богу.

Обычно пещеры начинали строиться в одиночку, и лишь затем к ним стекались другие люди. При этом пещеростроители не уходили в раскол, не становились сектантами, а продолжали сохранять связь с приходскими храмами и священниками.

Вероятно, именно таким образом сформировалась одна из общин в Костомаровских пещерах в XIX веке. Опрошенные старожилы села Костомарове также поведали, что, по рассказам их дедов и прадедов, пещеры строились очень давно в ночное время. Строили их люди, одетые в «плащи и колпаки». Они выносили мел ко входу в пещеру (ныне Спасский пещерный храм), а утром местные жители его убирали. Представители власти, подобно тому как это происходило и в других местах в XIX веке, неоднократно заваливали пещеры, опасаясь распространения чдесь мошенничества и раскола. Но, несмотря ни на что , их продолжали строить. Имеется даже предание, что в пещерах под­визались в XIX веке монахи-затворники (один из них -отец Андрей- находился в затворе в Костомаровской пещере 13 лет), тщательно старавшиеся скрыть от всех свой подвиг. Все необходимое они получали через посредников.

XIX век вдохнул новую жизнь в пустовавшие долгое время подземелья. Но в богобор­ческих 30-х годах XX века Костомаровская община верующих закрывается. Новый этап духовной жизни Костомаровской обители достиг своего наибольшего развития з 40-50 го­ды XX века. В это трудное для Церкви время была официально зарегистрирована община верующих при Спасской церкви, и в пещерном храме появился постоянный священник. После войны обитель довольно быстро встала на ноги. Пополнялась ризница, было образовано три хора; один из прихожан села Костомарове, другой - из прихожан села Юдино, третий - из числа паломников. Службы отличались строгим соблюдением устава и благолепием. По воскресным и праздничным дням совершались Всенощное бдение и Литургия. Верующие во время длинной дороги в храм пели Акафисты. В то атеистическое время открытая молитва и богослужение являлось подвигом во имя Христа. Обитель посещали верующие из дальних сел, так как Костомаровский храм был единственным в округе. В Спасский храм приходили и приезжали из Подгорного, Давыдовки, Лисок, Сагунов. Всякий, приходящий в храм, и всякий, совершающий в нем службу, рисковал не только собой, но и своими близкими. Но верующие во Христа всегда уповают на помощь его.

К сожалению, хрущевские гонения на церковь не минули и Костомаровскую общину. В конце 1958 года для Костомаровской обители наступили тяжелые времена. 15 декабря 1958 года местной власти пришло указание Совета по делам РПЦ «О работе по прекращению паломничества и закрытию «святых мест». Это указание было как бы сигналом к началу действий, направленных на закрытие обители. Подобные действия в то время были достаточно распространены по стране и были связаны с новым этапом гонений на церковь, вдохновителем которых выступал Н.С.Хрущев. Недолго думая, местные власти нашли формальный повод для закрытия Костомаровских пещер, в качестве которого выступил акт о непригодности пещерного храма к эксплуатации. ПодгоренскиЙ райисполком, принявший решение о закрытии пещерной церкви в селе Костомарове 9 октября 1959 года, просил у облисполкома разрешения использовать пещеры под карьер для изготовления мелоблоков для строительства культурно-бытовых зданий и животноводческих помещений. Силы зла стремились не только закрыть святую обитель, чтобы перестала приноситься здесь Бескровная Жертва (т.е. таинство Святого Причащения), но и уничтожить сами пещеры, создав карьер, Разрушение пещер исключило бы возможность возрождения здесь духовной жизни в будущем и могло стереть саму память об этом святом месте. И эта угроза была реальной. Но Господь уготовил другую судьбу для Костомаровских пещер... Сами Костомаровские пещеры разрушены не были, но были разрушены и сожжены все наземные постройки. Так закончила свое существование Костомаровская православная община. Проживающие постоянно при пещерах были вынуждены разойтись. Сохранившееся после пожара имущество было частично конфисковано местными властями, а частично сдано самими верующими в епархию.

Казалось, с Костомаровской обителью было покончено раз и навсегда. Стены пещер, оставшиеся без присмотра, начали покрываться бесчисленными автографами

любопытных посетителей. Но жившие при пещерах подвижники, вынужденные покинуть эти места, помнили предсказания старцев, согласно которым жизнь в пещерах должна возродиться.

И вот в 1993 году под руководством благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение здесь православной обители. Первая служба прошла в пещерном храме Серафима Саровского. Приехавшие на нее паломники из .Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. Но благодать Божия и соборная молитва покрыли все бытовые неудобства. У истоков нелегкого труда по возрождению обители стоял целый ряд простых верующих, усилиями которых проводилась расчистка пещер, подведение 'электричества.

В 1997 году в возрождающейся обители появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима. Иосафа. Дионисия.. Общее руководство по устройству здесь женского монастыря переходит в руки матушки Серафимы. Строительство разворачивается с новой силой. Возводятся сестринский корпус с домовой церковью, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», административно-бытовые корпуса, игуменский корпус, к обители проводится асфальтированная дорога. 1 апреля 1999 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был принят Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря, зарегистрированный 31 декабря 1999 года Управлением юстиции администрации Воронежской области.Именно с этого времени, на самом исходе XX века, при Костомаровских пещерах начал официально функционировать женский монастырь, уходящий своими корнями в глубокое прошлое. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Серафима; произведенная вскоре в игуменьи.

В меловом склоне Костомаровской балки находится во'семь пещер, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Входы в четыре пещеры сосредоточены в основаниях меловых див (дива - это скальная меловая порода в виде столба, отделенная от основного массива). Исходя из рассказов местных старожилов и особенностей рельефа, можно заключить, что подобные дивы стояли и над входами в другие пещеры. Их уничтожили местные жители после закрытия православной обители, используя в хозяйстве для строительства подвалов. В настоящее время над входами в подземелья как бы воссозданы дивы. Выстроенные из кирпича и увенчанные маковками с крестами, издали они напоминают храмы, расположенные на склоне.

Спасский храм - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается колокольня Спасского монастыря. Пещера представляет собой целый пещерный комплекс с келиями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пешера, которая имеет храм с двумя алтарями, (главный алтарь и придел-часть храма, где находится дополнительный, малый алтарь). В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов. В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небпльшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны ниши, поэтому можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер. В более позднее время, по рассказам, в одной из ниш лежала плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во второй строительный период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного.

Влоследний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный в честь святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К этому же периоду можно отнести и незаконченный тупиковый ход. идущий за этим храмом в

северо-восточном направлении. Возле этого хода сохранилась комната со спуском в еще одно нижнее помещение.

Выйдя из пещерного Спасского храма и двигаясь вдоль склона балки в западном направлении, подходишь к группе небольших пещер - затворов. Планировка этой группы пещер соответствует типу пещерных монастырей с явными чертами отшельничества. Видимо, это самые ранние по времени возникновения пещеры из всех подземных сооружений Костомаровской обители, сохранившиеся до настоящего времени. Храм_ преподобного Серафима Саровского. Этот храм был основан в ] 903 году в честь преподобного Серафима Саровского. При осмотре его в конце XX века была видна его незавершенность. Строительство храма было завершено уже в наши дни. после чего он был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2005 года. После реконструкции на его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива. Этот храм пользуется особой любовью паломников Костомаровской обители.

Монахиня Мария пишет: В Костомаровской женской обители

если быть посчастливится Вам.

то, конечно же, посетите вы

на горе Серафимовский храм.

Теплым летом и белою зимушкой

там незримо стоит в тишине

и зовет нас опять Серафимушка:

«Приходите, родные, ко мне.

Все печали и скорби заветные

мне расскажете, слез не тая.

Встрепенется душа безответная...

Ей скажу я: ты - радость моя!

Вижу. вижу. душа, ты измаялась.

просишь кротко: отец, пожалей!

Помолюсь за тебя, коль покаялась.

Паче снега ты станешь белей!..»

Теплым летом и белою зимушкой

в горнем храме стою у креста

и прошу: помолись, Серафимушка,

чтоб душа моя стала чиста.

Пещера покаяния - единственная в мире. Представляет собой извилистый ход, оканчивающийся небольшим помещением. По преданию- именно в этом помещении находился старец, принимающий исповедь. В связи с этим, среди местного населения пещера носит название Покаянной. Сейчас она реконструирована, много новых икон, выполненных на керамике, что предотвращает их порчу от сырости, выполнена резьба по мелу.

Стены Костомаровских пещерных келий и: храмов слышали удары кирки, тихое молитвенное пение, громкий пасхальный возглас «Христос Воскресе!». Слышат они его и сейчас, всем своим существованием безмолвно отвечая величием подвига своих создателей - «Воистину Воскресе!»

В действующих пещерных храмах есть свои святыни. Так. например, в Спасском храме пользуется особым почитанием икона Пресвятой Богородицы «Валаамская»,

написанная на железе специально для пещерных храмов, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходит в негодность. Эта икона была передана настоятелем Покровского храма города Павловска о. Василием Землянским в дар возродившейся Костомаровской обители. Икона долгое время находилась в Покровском

храме и хорошо помнится всем прихожанам. По иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики, но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал, а все шесть пуль легли рядом.

В конце декабря 2001 года икона начала сильно кровоточить. Ныне, в 2006 году икона кровоточит не столь обильно. Сестры Костомаровской обители собирают свидетельства паломников о помощи Пресвятой Богородицы по молитвенному обращению у этого образа. По преданию эта икона была подарена Костомаровской обители царской семьей.

Очень почитаемой иконой у паломников Костомаровской обители является икона «Святое семейство» - икона очень редкая, перед этой иконой молятся о семейном благополучии, благополучии детей, особенно тех. кто служит в армии, участвует в боевых действиях в горячих точках. И помощь просящим дается по их вере.

В честь иконы «Спаса Нерукотворного» назван большой Спасский храм. В престольный праздник съезжаются паломники с различных уголков России и зарубежья, чтобы поклониться иконе и попросить защиты и помощи Спасителя в это трудное и нес покойное время, защитить детей и внуков от гибельно страсти алкоголизма, наркомании, растления физического и морального.

Со всех уголков нашей страны нескончаемым потоком движутся сегодня паломники в Спасскую обитель. Тянутся в монастырь и местные жители, отогревая свои огрубевшие в безбожное время души.

Беседовать с паломниками насельницам монастыря не положено. Но во время экскурсии по храмам мне удалось буквально несколько минут побеседовать с с одной из них (мать Александра), которая на мой вопрос о жизни в монастыре ответила, что каждый избирает свой жизненный путь самостоя 1ельно, а в монастырь приходит по воле Божьей. Это дано не каждому, монах должен отказаться от всего мирского и посвятить себя служению Господу, проводить свои дни в труде и молитве за всех, живущих на земле, соблюдать посты. О них, о сестрах обители, стихотворение монахини Марии:

Когда устанешь от забот.

от треволнений жизни этой

и надоест летать по свету,

езжай, голубка, в наш приход.

в обитель праведную эту.

Она откроет, нас любя,

свои пресветлые объятья.

Там в белых храмах ждут тебя

твои невидимые братья.

Они те храмы в недрах скал

тысячелетья высекали

и лучшей доли не искали.

А Бог их труд благословлял...

Прохлада. Огонек свечи

во тьме таинственно мерцает.

святые лики освещает.

И пенье слышится в ночи...

То сестры. Господа хваля,

молитвы чистые возносят.

за нас за всех прошенья просят –

и за теоя, и за меня...

Как стайка тоненьких берез,

стоят монахини младые.

И видят только лишь святые

их боль души и токи слез.

Их подвиг - всем не по плечу.

Не каждый мир покинуть сможет...

Смотри. Молись. Зажги свечу.

И пусть Господь тебе поможет.

 
 

 

Hosted by uCoz