КРАЙ
ПРАВОСЛАВНЫЙ (СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ)
Много на Руси святых мест,
много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет
покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Попав сюда,
забываешь о порой невыносимой тягости мирских.забот и тревог. Здесь
прикасаешься душой к вечности, к первозданной тишине Божьего творения.
Православные паломники,
побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство вида этих святых
мест с причудливыми выходами меловых отложений Костомарово. Не случайно
один из подвижников Костомаровской обители - отец Андрей - называл ее
Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, он вкладывал в эти слова не столько
географический, сколько духовный смысл. Смысл, который нам еще
предстоит понять.
История Костомаровского
пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас
глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Имена
основателей Костомаровских пещер Господь оставил до известных ему времен
сокрытыми. С большей достоверностью можно говорить о подвижниках
благочестия, которые жили в этих местах во времена наших дедов и отцов.
Еще живы люди, которые были с ними знакомы и могут еще рассказать о
блаженных Петре и Андрее.
Сам подвиг пешеростроительства
и проживания в подземельях был широко распространен на Русской земле.
На территории лишь современной Воронежской области сейчас насчитывается
около 40 пешер, использовавшихся как храмы и как место жития
православных подвижников.
Этот подвиг уходит корнями в
далекое прошлое.
Еще в конце
XIX
- начале
XX
в. археологом-любителем
Дмитрием Михайловичем Струковым была выдвинута гипотеза о первоначальном
устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей веры первыми
христианами, вдохновленными проповедью Андрея Первозванного. Свои выводы
он основывал на архитектурных особенностях некоторых Донских подземелий,
которые по своему устройству соответствовали традициям сооружения
культовых подземных помещений в Риме, Палестине, Сирии, на Афоне и
Кавказе, относящихся к этому периоду времени.
Последние ученых показывают,
что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее У111
- X
вв.
Во все времена устроение
меловых пещер было достаточно трудоемким делом. Большинство пещер в
Донском регионе вырублены в мело-мергелевых породах. Эти породы лишь
на первый взгляд кажутся легко податливыми, а стоит взяться за кирку, и
это впечатление быстро рассеивается. Взрослый мужчина, пользуясь одной
лишь киркой, за 8 часов работы может вырубить не более полкуба мела. Что
же заставляло православных подвижников браться за столь тяжелую работу,
строя с мирской точки зрения мало пригодные для жизни лабиринты,
характеризующиеся повышенной влажностью? Это, прежде всего, стремление к
тишине подземных лабиринтов, где ничто не отвлекает внимание от
непрестанной молитвы.
Зародившись достаточно рано,
донское пещеростроитед^ьство пережило не одну вековую страницу,
Последний наиболее массовый всплеск строительства подземелий приходится
на
XIX столетие. В
этот период пещеры строились простыми верующими, в основном из
крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов. Видя рядом
заброшенные пещеры и представляя всю полноту их величия на примере
известной и почитаемой тогда Киево-Печерской Лавры, устроители этих
пещер стремились продолжить дело их первоначальных создателей. Столь
ревностное отношение православных к устройству пещер объяснялось еще и
твердой уверенностью, что труд строительства пещер - это труд, угодный
Богу.
Обычно
пещеры начинали строиться в одиночку, и лишь затем к ним стекались
другие люди. При этом пещеростроители не уходили в раскол, не
становились сектантами, а продолжали сохранять связь с приходскими
храмами и священниками.
Вероятно, именно таким образом
сформировалась одна из общин в Костомаровских пещерах в
XIX
веке. Опрошенные
старожилы села Костомарове также поведали, что, по рассказам их дедов и
прадедов, пещеры строились очень давно в ночное время. Строили их люди,
одетые в «плащи и колпаки». Они выносили мел ко входу в пещеру (ныне
Спасский пещерный храм), а утром местные жители его убирали.
Представители власти, подобно тому как это происходило и в других местах
в
XIX веке,
неоднократно заваливали пещеры, опасаясь распространения чдесь
мошенничества и раскола. Но, несмотря ни на что , их продолжали строить.
Имеется даже предание, что в пещерах подвизались в
XIX
веке монахи-затворники
(один из них -отец Андрей- находился в затворе в Костомаровской пещере
13 лет), тщательно старавшиеся скрыть от всех свой подвиг. Все
необходимое они получали через посредников.
XIX
век вдохнул новую жизнь
в пустовавшие долгое время подземелья. Но в богоборческих 30-х
годах
XX
века Костомаровская община верующих закрывается. Новый
этап духовной жизни Костомаровской обители достиг своего наибольшего
развития з 40-50 годы
XX
века. В это трудное для Церкви
время была официально зарегистрирована община верующих при Спасской
церкви, и в пещерном храме появился постоянный священник. После войны
обитель довольно быстро встала на ноги. Пополнялась ризница, было
образовано три хора; один из прихожан села Костомарове, другой -
из прихожан села Юдино, третий - из числа паломников. Службы отличались
строгим соблюдением устава и благолепием. По воскресным и праздничным
дням совершались Всенощное бдение и Литургия. Верующие во время длинной
дороги в храм пели Акафисты. В то атеистическое время открытая молитва и
богослужение являлось подвигом во имя Христа. Обитель посещали верующие
из дальних сел, так как Костомаровский храм был единственным в округе. В
Спасский храм приходили и приезжали из Подгорного, Давыдовки, Лисок,
Сагунов. Всякий, приходящий в храм, и всякий, совершающий в нем службу,
рисковал не только собой, но и своими близкими. Но верующие во Христа
всегда уповают на помощь его.
К сожалению, хрущевские
гонения на церковь не минули и Костомаровскую общину. В конце 1958 года
для Костомаровской обители наступили тяжелые времена. 15 декабря 1958
года местной власти пришло указание Совета по делам РПЦ «О работе по
прекращению паломничества и закрытию «святых мест». Это указание было
как бы сигналом к началу действий, направленных на закрытие обители.
Подобные действия в то время были достаточно распространены по стране и
были связаны с новым этапом гонений на церковь, вдохновителем которых
выступал Н.С.Хрущев. Недолго думая, местные власти нашли формальный
повод для закрытия Костомаровских пещер, в качестве которого выступил
акт о непригодности пещерного храма к эксплуатации. ПодгоренскиЙ
райисполком, принявший решение о закрытии пещерной церкви в селе
Костомарове 9 октября 1959 года, просил у облисполкома разрешения
использовать пещеры под карьер для изготовления мелоблоков для
строительства культурно-бытовых зданий и животноводческих помещений.
Силы зла стремились не только закрыть святую обитель, чтобы перестала
приноситься здесь Бескровная Жертва (т.е. таинство Святого Причащения),
но и уничтожить сами пещеры, создав карьер, Разрушение пещер исключило
бы возможность возрождения здесь духовной жизни в будущем и могло
стереть саму память об этом святом месте. И эта угроза была реальной. Но
Господь уготовил другую судьбу для Костомаровских пещер... Сами
Костомаровские пещеры разрушены не были, но были разрушены и сожжены все
наземные постройки. Так закончила свое существование Костомаровская
православная община. Проживающие постоянно при пещерах были вынуждены
разойтись. Сохранившееся после пожара имущество было частично
конфисковано местными властями, а частично сдано самими верующими в
епархию.
Казалось,
с Костомаровской обителью было покончено раз и навсегда. Стены пещер,
оставшиеся без присмотра, начали покрываться бесчисленными автографами
любопытных посетителей. Но
жившие при пещерах подвижники, вынужденные покинуть эти места, помнили
предсказания старцев, согласно которым жизнь в пещерах должна
возродиться.
И вот в 1993 году под
руководством благочинного протоиерея Александра Долгушева началась
расчистка пещер и возрождение здесь православной обители. Первая служба
прошла в пещерном храме Серафима Саровского. Приехавшие на нее паломники
из .Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. Но благодать Божия
и соборная молитва покрыли все бытовые неудобства. У истоков нелегкого
труда по возрождению обители стоял целый ряд простых верующих, усилиями
которых проводилась расчистка пещер, подведение 'электричества.
В 1997 году в возрождающейся
обители появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря:
Серафима. Иосафа. Дионисия.. Общее руководство по устройству здесь
женского монастыря переходит в руки матушки Серафимы. Строительство
разворачивается с новой силой. Возводятся сестринский корпус с домовой
церковью, храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»,
административно-бытовые корпуса, игуменский корпус, к обители проводится
асфальтированная дорога. 1 апреля 1999 года Священным Синодом Русской
Православной Церкви был принят Устав Костомаровского Спасского женского
епархиального монастыря, зарегистрированный 31 декабря 1999 года
Управлением юстиции администрации Воронежской области.Именно с этого
времени, на самом исходе
XX
века, при Костомаровских
пещерах начал официально функционировать женский монастырь, уходящий
своими корнями в глубокое прошлое. Настоятельницей монастыря была
назначена монахиня Серафима; произведенная вскоре в игуменьи.
В меловом склоне
Костомаровской балки находится во'семь пещер, расположенных на небольшом
расстоянии друг от друга. Входы в четыре пещеры сосредоточены в
основаниях меловых див (дива - это скальная меловая порода в виде столба,
отделенная от основного массива). Исходя из рассказов местных старожилов
и особенностей рельефа, можно заключить, что подобные дивы стояли и над
входами в другие пещеры. Их уничтожили местные жители после закрытия
православной обители, используя в хозяйстве для строительства подвалов.
В настоящее время над входами в подземелья как бы воссозданы дивы.
Выстроенные из кирпича и увенчанные маковками с крестами, издали они
напоминают храмы, расположенные на склоне.
Спасский храм
-
самая
большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее
находится у основания двух див, между которыми располагается колокольня
Спасского монастыря. Пещера представляет собой целый пещерный комплекс с
келиями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная
сохранившаяся в Подонье пешера, которая имеет храм с двумя алтарями, (главный
алтарь и придел-часть храма, где находится дополнительный, малый алтарь).
В создании этой пещеры можно выделить несколько периодов. В первый
период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а
также расположенный за ними в северо-западном направлении небпльшой храм,
вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом
ответвлении были вырезаны ниши, поэтому можно предположить, что здесь
ранее находились мощи православных подвижников этих пещер. В более
позднее время, по рассказам, в одной из ниш лежала плащаница с
изображением Успения Пресвятой Богородицы. Во второй строительный
период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд
других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно
сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем
освященный в честь Спаса Нерукотворного.
Влоследний период строительства
был создан ныне действующий
придел, освященный в честь святых Веры, Надежды, Любови и матери их
Софии. К этому же периоду можно отнести и незаконченный тупиковый
ход. идущий за этим храмом в
северо-восточном направлении.
Возле этого хода сохранилась комната со спуском в еще одно нижнее
помещение.
Выйдя из пещерного Спасского
храма и двигаясь вдоль склона балки в западном направлении, подходишь к
группе небольших пещер - затворов. Планировка этой группы
пещер соответствует типу пещерных монастырей с явными чертами
отшельничества. Видимо, это самые ранние по времени возникновения пещеры
из всех подземных сооружений Костомаровской обители, сохранившиеся до
настоящего времени. Храм_ преподобного Серафима Саровского.
Этот храм был основан в ] 903 году в честь преподобного Серафима
Саровского. При осмотре его в конце
XX
века была видна его
незавершенность. Строительство храма было завершено уже в наши дни.
после чего он был торжественно освящен в день памяти преподобного
Серафима Саровского 15 января 2005 года. После реконструкции на его
стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над
входом в храм реставрирована дива. Этот храм пользуется особой любовью
паломников Костомаровской обители.
Монахиня Мария пишет: В
Костомаровской женской обители
если быть посчастливится Вам.
то, конечно же, посетите вы
на горе Серафимовский храм.
Теплым летом и белою зимушкой
там незримо стоит в тишине
и зовет нас опять Серафимушка:
«Приходите, родные, ко мне.
Все печали и скорби заветные
мне расскажете, слез не тая.
Встрепенется душа безответная...
Ей скажу я: ты - радость моя!
Вижу. вижу. душа, ты измаялась.
просишь кротко: отец, пожалей!
Помолюсь за тебя, коль
покаялась.
Паче снега ты станешь
белей!..»
Теплым летом и белою зимушкой
в горнем храме стою у креста
и прошу: помолись, Серафимушка,
чтоб душа моя стала чиста.
Пещера покаяния
-
единственная
в мире. Представляет собой извилистый ход, оканчивающийся небольшим
помещением. По преданию- именно в этом помещении находился старец,
принимающий исповедь. В связи с этим, среди местного населения пещера
носит название Покаянной. Сейчас она реконструирована, много новых икон,
выполненных на керамике, что предотвращает их порчу от сырости,
выполнена резьба по мелу.
Стены Костомаровских пещерных
келий и: храмов слышали удары кирки, тихое молитвенное пение, громкий
пасхальный возглас «Христос Воскресе!». Слышат они его и сейчас, всем
своим существованием безмолвно отвечая величием подвига своих создателей
- «Воистину Воскресе!»
В действующих пещерных храмах
есть свои святыни. Так. например, в Спасском храме пользуется особым
почитанием икона Пресвятой Богородицы
«Валаамская»,
написанная на железе специально для пещерных храмов, так как дерево в
условиях повышенной влажности быстро приходит в негодность. Эта икона
была передана настоятелем Покровского храма города Павловска о. Василием
Землянским в дар возродившейся Костомаровской обители. Икона долгое
время находилась в Покровском
храме и хорошо помнится всем
прихожанам. По иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики, но
ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал, а все шесть пуль легли
рядом.
В конце декабря 2001 года
икона начала сильно кровоточить. Ныне, в 2006 году икона кровоточит не
столь обильно. Сестры Костомаровской обители собирают свидетельства
паломников о помощи Пресвятой Богородицы по молитвенному обращению у
этого образа. По преданию эта икона была подарена Костомаровской обители
царской семьей.
Очень почитаемой иконой у
паломников Костомаровской обители является икона «Святое
семейство» - икона очень редкая, перед этой иконой молятся о семейном
благополучии, благополучии детей, особенно тех. кто служит в армии,
участвует в боевых действиях в горячих точках. И помощь просящим дается
по их вере.
В честь иконы «Спаса
Нерукотворного» назван большой Спасский храм. В престольный праздник
съезжаются паломники с различных уголков России и зарубежья, чтобы
поклониться иконе и попросить защиты и помощи Спасителя в это трудное и
нес покойное время, защитить детей и внуков от гибельно страсти
алкоголизма, наркомании, растления физического и морального.
Со всех уголков нашей страны
нескончаемым потоком движутся сегодня паломники в Спасскую обитель.
Тянутся в монастырь и местные жители, отогревая свои огрубевшие в
безбожное время души.
Беседовать с паломниками
насельницам монастыря не положено. Но во время экскурсии по храмам мне
удалось буквально несколько минут побеседовать с с одной из них (мать
Александра), которая на мой вопрос о жизни в монастыре ответила, что
каждый избирает свой жизненный путь самостоя 1ельно, а в монастырь
приходит по воле Божьей. Это дано не каждому, монах должен отказаться от
всего мирского и посвятить себя служению Господу, проводить свои дни в
труде и молитве за всех, живущих на земле, соблюдать посты. О них, о
сестрах обители, стихотворение монахини Марии:
Когда устанешь от забот.
от треволнений жизни этой
и надоест летать по свету,
езжай, голубка, в наш приход.
в обитель праведную эту.
Она откроет, нас любя,
свои пресветлые объятья.
Там в белых храмах ждут тебя
твои невидимые братья.
Они те храмы в недрах скал
тысячелетья высекали
и лучшей доли не искали.
А Бог их труд благословлял...
Прохлада. Огонек свечи
во тьме таинственно мерцает.
святые лики освещает.
И пенье слышится в ночи...
То сестры. Господа хваля,
молитвы чистые возносят.
за нас за
всех прошенья просят –
и за теоя, и за меня...
Как стайка тоненьких берез,
стоят монахини младые.
И видят только лишь святые
их боль души и токи слез.
Их
подвиг - всем не по плечу.
Не каждый мир покинуть
сможет...
Смотри. Молись. Зажги свечу.
И пусть
Господь тебе поможет. |